Реализация Закона № 83-ФЗ не должна привести к
ухудшению условий предоставления образования. Для того чтобы снизить риск
негативных социальных последствий, необходимо заранее подготовить нормативные
акты, регламентирующие утверждение государственного (муниципального) задания,
и продумать эффективные методы расчета норматива затрат на оказание услуг.
Н.Г. Типенко,
директор Центра универсальных
программ, г. Москва
Особенности реализации Закона
№ 83-ФЗ
….
Федеральным законом от
08.05.2010 № 83-ФЗ "0 внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ)
установлены три типа государственных (муниципальных) учреждений:
1. Казенное учреждение - некоммерческая организация;
финансируется по смете; счета остаются в казначействе; самостоятельность практически
нулевая; доходы от внебюджетной деятельности поступают в доход бюджета;
сохраняется субсидиарная ответственность учредителя.
Какие
учреждения будут преобразованы в казенные, решают учредители - органы
управления образованием. Их доля по предварительным оценкам не будет превышать
5% от общего числа учреждений. К этому типу могут быть отнесены специнтернаты,
а также другие учреждения, не имеющие возможности получать внебюджетные доходы,
т. е. зарабатывать.
2. Бюджетное учреждение,- некоммерческая организация;
перерегистрация не требуется; счета остаются в казначействе; бюджет формируется
на основе государственного (муниципального) задания; доходы от приносящей доход
деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения; субсидиарная
ответственность учредителя отсутствует.
На бюджетные учреждения нового типа распространяется
действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "0 размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ). Это значит, что все закупки
они должны будут осуществлять по процедуре конкурсов.
Банкротство бюджетного
учреждения недопустимо. Следовательно, в случае неплатежеспособности учреждения
учредитель не будет отвечать по его долгам. В то же время предусмотрена
возможность взыскания с бюджетного учреждения долгов. Обращение взыскания будет
осуществляться на лицевые счета учреждения (на какие, выбирает само учреждение),
а при отсутствии достаточных средств на лицевых счетах в течение трех месяцев -
на имущество в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 2'29-ФЗ
"Об исполнительном производстве". Таким образом, при отсутствии
субсидиарной ответственности по долгам отвечать будет не учредитель, а само
учреждение государственным (муниципальным) имуществом.
Самое серьезное изменение для
бюджетных учреждений в связи с принятием Закона № 83-ФЗ - это исчезновение
субсидиарной ответственности. Судя по всему, таких учреждений будет
большинство.
3. Автономное учреждение - некоммерческая организация;
финансируется на основе государственного (муниципального) задания; наибольшая
степень самостоятельности полномочий и ответственности; доходы от приносящей
доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения;
субсидиарная ответственность учредителя отсутствует.
Автономные учреждения могут
открывать расчетные счета в коммерческих банках и таким образом выйти из-под
контроля казначейства. Однако могут и оставаться в казначействе. Они
самостоятельны в заключении договоров, и на них не распространяется действие
Закона № 94-ФЗ.
Для
того чтобы учреждение стало автономным, необходимо обращение трудового
коллектива к учредителю, который и примет соответствующее решение. ….
….Итак, при выборе типа учреждения необходимо учитывать
различия:
-
в степени финансово-хозяйственной самостоятельности
учреждений;
-
в степени ответственности руководителя учреждений;
-
в возможности использования учреждениями заработанных
денег. Переход на механизм предоставления услуг в рамках реализации Закона №
83-ФЗ предполагает разработку и принятие на региональном и местном уровнях ряда
документов, перечень которых строго определен. Органы исполнительной власти
(федеральные, региональные, муниципальные) должны разработать и утвердить для
подведомственных учреждений:
1. перечень услуг;
2. порядок формирования и
обеспечения задания;
3. требования к качеству услуг;
4. порядок определения
расчетно-нормативных затрат;
5. порядок осуществления контроля
за выполнением задания. Пункт 2 может включать пункты 3 и 4, а пункт 5 может
быть объединен
с пунктом 2.
Помимо разработки и
утверждения указанных выше документов органы исполнительной власти
осуществляют:
-
формирование и утверждение государственных
(муниципальных) заданий;
-
расчет (в пределах бюджетных ассигнований) и
перечисление (в рамках кассового плана)субсидий;
-
контроль выполнения заданий (в т. ч. проверку
отчетности). Перечень услуг - это основа для формирования задания, а следовательно,
и основа для финансирования учреждения. Если услуги нет в перечне или она
сформулирована в общем виде ("образование"), то профинансировать ее
на законных основаниях будет невозможно.
.Например, если в перечне
услуг школы нет услуги по предоставлению коррекционного образования, то с
финансированием коррекционных классов могут возникнуть проблемы. Повышенное
финансирование Повышенное финансирование данных классов (более высокая
стоимость норматива, а следовательно, и расчетно-нормативных затрат для
формирования задания) может быть расценено контролирующими органами как
финансирование "необеспеченных мандатов" и признано необоснованным,
а функционирование коррекционных классов - как "дополнительные
услуги", которые должно оплачивать население.
Таким образом, уже на стадии формирования перечня
услуг органы управления образования должны определиться, какие образовательные
услуги являются обязательными и могут быть предоставлены за счет средств
бюджета (т. е. включены в задание), а какие являются дополнительными и должны
оказываться за плату.
Понятие "государственное
(муниципальное) задание" и требования к его формированию законодательно
закреплены:
-
ст. 33 Закона № 83-ФЗ;
-
ст. б, 69.2 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.98 №
145-ФЗ;
-
ст. 9.2 и 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
"0 некоммерческих организациях";
постановлением
Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 "Об условиях и порядке формирования
задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе
имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового
обеспечения выполнения задания. |