Отдел образования "Кардымовский район"
Вторник, 23.04.2024, 10:54
/register | Вы вошли как Гость | Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная О насДокументы273-ФЗОпекаШколыДошкольноеДоп_обр.
Block title
Руководитель

Азаренкова
Валентина Владимировна
Начальник Отдела образования
 Администрации муниципального образования
"Кардымовский район" Смоленской области
Наш адрес
 215850, пос. Кардымово,
 ул. Красноармейская, д.7
тел: 8-481-67-4-2156
факс: 8-481-67-4-1636
График личного приема граждан
 начальником Отдела образования
 еженедельно по средам
 с 16-00 до 18-00
адрес сайта Отдела на ucoz:
 roo.kardymovo.ru
наш сайт на edusite:
rookardymovo.edusite.ru
Меню сайта
Календарь
КаленДАРь - праздник на каждый день
Сайты ОУ
"Кардымовский Отдел образования"
МБОУ "Кардымовская ср. школа"
МБОУ "Тюшинская ср. школа"
Шестаковский филиал Соловьевской основной общеобразовательной школы
МБОУ "Каменская ср. школа"
МБОУ "Соловьевская осн. школа"
МБОУ "Мольковская нач. школа"
МБОУ "Тирянская ср. школа"
МБОУ "Рыжковская ср. школа"
Варваровщинский филиал Каменской средней общеобразовательной школы
МБОУ "Шокинская ср. школа"

МБДОУД "Солнышко"
МБДОУ "Вачковский д/с"
МБДОУ "Шокинский д/с"
МБДОУ "Каменский д/с"

МБОУДО "Детско-юношеская спортивная школа"
МБОУДОД "Центр детского творчества"
Учительская газета
Главная » 2015 » Февраль » 6 » Для педагогов образовательных учреждений
12:02
Для педагогов образовательных учреждений

К детской агрессии приводит неблагополучие образовательной среды.

Как ее предупредить и преодолеть.

 

      Для эффективной организации профилактики детской агрессии система образования обладает достаточным внутренним потенциалом. В его основе – оптимизация взаимодействия всех участников образовательного процесса. Гармоничные отношения детей  и взрослых – лучший способ профилактики детской агрессии.

    Сегодня образование остается практически единственным регулируемым государством социальным институтом, участвующим в формировании ценностей, позиций и установок в поведении детей. Семейное воспитание все чаще отходит на второй план, а роль образовательных учреждений и педагогов возрастает. Во многом это обусловлено увеличением времени, которое дети проводят в образовательных учреждениях. Дети, находятся там, так же, как и в семье, получают и устанавливают стили социального взаимодействия, определяющие в будущем способы самоутверждения, жизненных интересов.

   Однако нельзя быть уверенным в том, что образовательная среда детских организаций лишена негативных образцов для подражания. Наиболее интенсивно жестокость по отношению к ребенку проявляется тогда, когда он более всего беззащитен. Проблемы, связанные с пребыванием детей в образовательных учреждениях, могут спровоцировать проявления агрессии по отношению к ним со стороны взрослых. К сожалению, нередко агрессия исходит от педагогов. К тому же нагрузки, предлагаемые школой, не всегда адекватными возможностями учащихся, а значит, могут привести к адаптационным нарушениям. Следовательно, для определенной группы детей само образование становится фактором риска развития непрогнозируемых явлений, среди которых резонансно выделяется детская агрессия.

     Подростковая агрессия в большинстве случаев – продолжение той линии социального взаимодействия, которая получила свое начало в более раннем возрасте, когда формируются паттерны поведения,  совпадающие  активным включением детей в дошкольное и начальное общее образование. В дошкольном и младшем школьном возрасте агрессия не проявляется так ярко, как это происходит в подростковом возрасте, но, по данным отечественных исследователей, у 25% детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная социальная компетентность, беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При  этом прослеживается опасная тенденция: более 30% самостоятельных решений, предложенных этими детьми, имеют явно агрессивный характер. Это очень тревожный знак, так как, согласно результатам пролонгированных исследований, дети, набравшие в возрасте восьми лет наибольший показатель агрессивности, чаще всего и десять лет спустя считались среди сверстников наиболее агрессивными. Более того выявленная закономерность находила свое продолжение и во взрослой жизни. Значит, дошкольное и начальное общее образование получает дополнительные возможности для профилактики детской агрессии в самом в чувствительном для этого возрасте. Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных образовательных организаций не связывают развитие детской агрессии с образовательными условиями. В беседах педагоги высказывают утверждения в приоритете психологической работы в профилактике детской агрессии. Однако масштабы проявлений агрессии наводят на мысль о неспособности психологической службы в одиночку справиться с этой проблемой.

   Между тем, структура образовательных учреждений представлена  службами, в рамках предметного поля которых прямо или косвенно рассматривают вопросы профилактики и коррекции детской агрессии. Речь идет о логопедической и социально-педагогической службы. Последняя, помимо всего, осуществляет и функцию защиты детей в образовательном процессе. Очень  хотелось бы иметь во всех образовательных учреждениях района таких специалистов, как педагог-психолог и логопед.

   Необходимо привлекать к этому процессу учителей-логопедов. Работа логопедов в этом контексте приобретает особую актуальность в связи с резким увеличением в последние годы детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения различной степени выраженности. Важно, чтобы педагог любой квалификации понимал свою личную ответственность за возможные действия воспитанников; знал, что агрессивные реакции – часто ответная реакция (мгновенная или отсроченная) на неблагоприятные условия. Именно нарушение воспитательных отношений приводит ребенка к сопротивлению тем условиям, в которых он оказывается часто один на один со своим проблемами.

   Разрозненность деятельности школы по профилактике детской агрессии снижает ее эффективность. В результате появляются предложения о введении в школе специальных служб (службы суицидологов).

   В решении проблемы профилактики детской агрессии учреждения образования обладают достаточным внутренним потенциалом, который связан с оптимизацией взаимодействия их структурных подразделений. Особенно это актуально для дошкольного и начального общего образования, когда паттерны поведения у детей только формируются, а значит, влияние педагогических средств на этот процесс наиболее эффективно.

   Профилактика детской агрессии должна осуществляться, прежде всего, на этапе дошкольного и начального общего образования. При этом необходимо соблюдать ряд условий, центральное место среди которых отведено формированию у педагогов представления о детской агрессии как объекте педагогического внимания. Не меньшее значение имеют дидактические аспекты проблемы, так как проявления агрессивного поведения могут быть результатом нарушения в обучении. Не случайно к категории наиболее агрессивных детей психологи относят детей, которые плохо учатся в школе и непопулярны среди сверстников. Образовательный процесс часто построен так, что не предполагает никаких способов разрядки напряжения.

   Профилактика детской агрессии требует постоянной и систематически организованной работы  с включением в нее всех субъектов образовательного процесса. Включение в профилактическую работу специалистов способствует углублению и расширению возможностей дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

   Палитра педагогических методов  и приемов работы по профилактике детской агрессии весьма разнообразна. Одно из приоритетных мест должно быть отведено установлению дружественных эмоциональных контактов воспитателя  с ребенком.

   Формирование и совершенствование навыков эмоциональной коммуникации – одно из непременных условий, определяющих качество воспитательных отношений. Содержание такой работы связано с обучением детей определять чувства и душевное состояние другого человека по выражению его лица, с формированием вербальных средств выражения своего эмоционального состояния. Эти навыки в значительной степени помогают управлять зарождающимся гневом. Полезно обучать детей использованию выражений, связанных с эмоциональными состояниями, например: «Твои слова обижают меня. Мне приятно знать, что тебе понравилась моя поделка. Мне понравилось твое пение на утреннике».

    Не меньшее внимание стоит уделять обучению детей распознанию сигналов, которые подает их собственный организм – пониманию, когда накаливается злость, раздражение. Эта способность позволяет своевременно выбирать способ реагирования на возникающие эмоции. Но для этого детей необходимо обучать умению контролировать собственные реакции, если нужно прекратить спор, отойти в сторону, не провоцировать развитие неблагоприятной ситуации. В группах (классах) целесообразно иметь специальное оборудование, которое может быть представлено подушкой злости, доской или ковриком чувств. Подушка злости принимает на себя удары, направленные на живые объекты. Доска чувств с изображенными на ней лицами, отражающими различные эмоции, помогает ребенку соотнести свое внутреннее состояние с той или иной картинкой и тем самым сообщить о нем себе и окружающим. А на коврике чувств, о который дети вытирают ноги, они оставляют плохое настроение, тревоги и другие негативные эмоции.

   Ритуальное уничтожение рисунка с условным изображением объекта, вызывающего  страх – еще один эффективный способ преодолеть страх – главный источник агрессивного поведения. Уничтожение рисунка символизирует освобождение от преследовавшего ребенка страха.

   У каждого учителя найдется немало  своих методов и приемов, использование которых в образовательном процессе нейтрализует развитие агрессии  детей, снимает появление возможных «негативных эффектов образования» (А.Г. Асмолов).

   Профилактика детской агрессии – не одноразовая кампания. Это повседневная, не анонсируемая громкими лозунгами, своевременно начатая и органично вплетенная в образовательный процесс педагогическая работа, способная изменить тревожную тенденцию к росту показателей агрессии у детей.

 

Гусева Юлия Александровна

Специалист первой категории сектора опеки и попечительства Отдела образования Администрации муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области

Просмотров: 817 | Добавил: olga_roo | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
...
Новые документы

[04.06.2015]

Постановление от 02.06. 2015 № 00329 Об утверждении Административного регламента по предоставлению Отделом образования Администрации муницип(Детские сады)

[21.05.2015]

Постановление от 20.05. 2015 № 00313 О проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учр(ЕГЭ, ГИА)

[15.05.2015]

ГАУ ДПОС «СОИРО» проводит в ИЮНЕ 2015 года следующие курсовые мероприятия:(Курсы)

[17.04.2015]

ГАУ ДПОС «СОИРО» проводит в МАЕ 2015 года следующие курсовые мероприятия:(Курсы)

[06.04.2015]

Рособрнадзор установил минимальный порог(ЕГЭ, ГИА)

Посетите
Найди меня, мама!
Конкурс
Звоните
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Сообщи, где торгуют смертью!
Горячая линия
Незаконный сбор денежных  средств
с родителей обучающихся
в образовательных организациях

Новости на ГласZ.ру
Друзья сайта
  • Администрация Кардымовского района

  • статистика

    Телефон доверияИнформационный порталПервоочередные муниципальные услугиСайт "Соловьева переправа"ГарантБаннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)